Окружко Светлана Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с Медвежонок.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОТ СЛОВА К СЛОВУ» (с использованием мнемотехники)РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОТ СЛОВА К СЛОВУ»
Воспитатель: Окружко С.И.
п.Приобский 2022г СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка…………………………………………....................2 1.2. Цели, задачи реализации Программы…………………………….................3 1.3. Принципы и подходы к формированию Программ……..............................4 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики……………………………………………………..……………..4 1.5. Планируемые результаты освоения Программы…………..........................5 2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности ……………………………….....5 2.2. Содержание педагогической работы……………………………..………………………..…...............................6 2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………....................................................................................7 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Расписание ОД…………………………………………................................8 3.2. Календарно-тематическое планирование развивающих занятий…………………………………………………………………..……......8 3.3. Описание материально - технического обеспечение…………………..............................................................................12 3.4. Методическое обеспечение..........................................................................................................13 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Программа кружка «От слова к слову» способствует развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнению лексического запаса выразительными средствами языка, развитию умений грамматически правильно строить предложения, а так же использовать в своей речи сложные предложные конструкции, развивать монологическую речь в совокупности с ее правильным и грамотным содержанием. Программа предназначена для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов и родителей дошкольников. Предлагаемое тематическое планирование занятий рассчитано на один год. Программа «От слова к слову» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами: Федерального уровня: Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-фз, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 29 декабря 2012года. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013г «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 01 августа 2013 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13») Актуальность программы Актуальность проблемы речевого развития: «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Согласно Федеральному государственному образованию стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «…речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте». Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86- 82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Образовательная технология Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и речевое развитие дошкольников. Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица. Содержание мнемотаблиц – это графическое изображение персонажей художественного произведения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Как любая работа строится от простого к сложному. Этапы использования мнемотаблиц: Этап №1 - Рассматривание таблицы.
Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Мнемоквадрат- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожка- ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.). 1.2. Цель и задачи реализации программы Программа «Мнемотехника»,обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. В процессе их реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые способствуют развитию и формированию личности старших дошкольников. Цель: развитие связной речи дошкольников посредством приёмов мнемотехники Задачи: Образовательные: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях. Активизировать словарный запас. Развивающие. Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память. Грамматический строй речи, звуковую культуру. Воспитательные. Воспитывать интерес к художественной культуре. Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет в игровой форме овладеть дошкольникам речевыми навыками посредством приемов мнемотехники. 1.3. Программа строится на принципах дошкольного образования (предусмотренных в ФГОС): построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. (ст.14 п.2 «Закон об Образованиии №273-фз», «ФГОС ДО ст.1,9.) Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты). Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его речевого и личностного развития. Речевое развитие на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Реализация Программы осуществляется, прежде всего в форме игры, познавательной и практической деятельности, обеспечивающей речевое развитие дошкольников. 1.5. Планируемые результаты освоения Программы В результате обучения по программе «Мнемотехника» предполагается, что у дошкольников расширятся знания об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересныеистории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость. Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности Технология мнемотехники предусматривает принцип развивающего обучения от простого к сложному: мнемоквадраты - мнемодорожкки - мнемотаблицы. Начинать образовательную деятельность с детьми в данном направлении с простых мнемоквадратов. Этот приём позволит детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы). Далее, познакомить детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно). Вместе с детьми составлять короткие рассказы (из двух - трех предложений) на тему: «Осень», «Овощи», «Игрушки» и т.д. Мнемодорожки используем в режимных моментах: «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания на прогулку» и т. д. Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. Обучение составлению рассказов. Схемы служат своеобразным дополнительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа; - последовательность рассказа; - лексико - грамматическую наполняемость рассказа. Ребенку предлагается чистый, девяти клеточный лист - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания он выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном листе. Для составления детьми коротких описательных рассказов составлены цветные мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Изготовлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Игрушка», «Животные». Составление предложений. Автоматизация звука. Перед тем как начать работать с мнемотаблицами, необходимо закрепить навыки правильного и четкого произношения звука в слогах, словах. Учим повторять фразы за взрослым по картинкам. Работаем над предложением - составляем графическую схему. Обращаем внимание на предлоги. При заучивании стихотворений можно рассмотреть с детьми уже готовые мнемотаблицы. Дети смотрят на картинку, вспоминают слова и произносят их. Этот приём способствует быстрому запоминанию и воспроизведению содержания стихотворений. В среднем дошкольном возрасте приемы мнемотехники служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа. Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы. Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. 1. Рассматривание мнемотаблицы. 2. Чтение текста. 3. Ответы на вопросы по содержанию. 4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 5. Пересказ ребенком текста своими словами по мнемотаблице. Пересказ с помощью мнемотаблиц, позволяет концентрировать внимание дошкольника на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. 2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Ведущие педагогические технологии: технология диалогового обучения; технология мнемотехника; кинезиологические упражнения; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникативные технологии.
2.3. Сотрудничество с семьями воспитанников. Для достижения положительных результатов в речевом развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольной организации. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательно – образовательного процесса. Для информации родителей оформляются информационно – наглядный материал, проводятся консультации, совместные с детьми занятия. Эти формы работы повышают интереса родителей к проблеме развития связной речи посредством приемов мнемотехники. Родители принимают участие в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 3.1. Организация занятий по программе: Программа «Мнемотехника» рассчитана на 1 год обучения. Занятия по данной программе проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе до 25 мин. Состав группы – одновозрастной 5-6 лет. Формы работы – групповые. 29 октября 2024 в 13:26
Прикреплённые файлы:Документ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОТ СЛОВА К СЛОВУ» (с использованием мнемотехники) Описание файла:Файл называется: kruzhok-mnemoteh_3b0mf.docx Это официальный файл организации «Окружко Светлана Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с Медвежонок.», в нём содержится РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ОТ СЛОВА К СЛОВУ» (с использованием мнемотехники). Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.