Окружко Светлана Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с Медвежонок.
План самообразования педагога.Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»Тема: «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»
Пояснительная записка Актуальность темы: Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как: - маленький словарный запас; - неумение согласовывать слова в предложении;
- низкий уровень развития связной речи;
- несовершенство различных видов мышления. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника. Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом. Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада. Цель: Создать условия для развития связнойречи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники Задачи: Образовательные задачи: Формировать у детей старшего дошкольного возраста все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);Развивающие задачи: Упражнять в составлении связных высказываний Активизировать словарь детей Учить детей самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения; с опорой на образы памяти устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к книге, интерес к литературеПлан профессиональной деятельности по теме 1. Подготовительный этап (предварительный, организационный) Задачи первого этапа: · Подбор литературы по теме самообразования · Мониторинг. Работа с документацией. · Планирование работы с детьми на учебный год.
2 Основной этап (практический, содержательный) Задачи второго этапа: · создание условий, способствующих развитию речи; · работа над пополнением предметно - развивающей среды группы.
2. Заключительный этап (итоговый) Задачи третьего этапа: · Анализ , оформление результатов диагностики. · Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.
Ожидаемые результаты для детей: У детей совершенствуется связная речь, пополняется и активизируется словарный запас; дети умеют договариваться и работать слаженно; умеют обратиться к взрослому с вопросом; дети умеют отвечать на вопросы полным распространенным предложением; Ожидаемые результаты для воспитателя: 1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков. 2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с мнемокарточками, мнемоцепочками, мнемотаблицами. 3.Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек. 29 октября 2024 в 13:22
Прикреплённые файлы:Документ: План самообразования педагога.Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники» Описание файла:Файл называется: samobraz-okruzhko_3b0mf.docx Это официальный файл организации «Окружко Светлана Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с Медвежонок.», в нём содержится План самообразования педагога.Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники». Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.