Окружко Светлана Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с Медвежонок.

План самообразования педагога.Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»

Тема: «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»

 

 

Пояснительная записка

Актуальность темы: 

Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский 

    В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

    Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

   В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

- маленький словарный запас;

- неумение согласовывать слова в предложении;
- нарушение звукопроизношения;

- низкий уровень развития связной речи;
- несформированность психических процессов;

- несовершенство различных видов мышления.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

    Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. 

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

  Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.       

    Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.

Цель: Создать условия для развития связнойречи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники

Задачи:

Образовательные задачи:

Формировать у детей старшего дошкольного возраста все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. Формировать приемы  логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);

Развивающие задачи:

Упражнять в составлении связных высказываний Активизировать словарь детей Учить детей самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения; с опорой на образы памяти устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к книге, интерес к литературе

План профессиональной деятельности по теме

1. Подготовительный этап (предварительный, организационный)

Задачи первого этапа:

· Подбор литературы по теме самообразования

· Мониторинг. Работа с документацией.

· Планирование работы с детьми на учебный год.

 

Вид деятельности

Сроки

Предполагаемый результат

Знакомство и анализ документации

Сентябрь

Проведение наблюдения и выявление уровня  особенностей речевого развития детей в дошкольном возрасте;

Сентябрь

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня речевого развития  на начало учебного года.

Создания перспективного плана работы

Сентябрь

План самообразования

2 Основной этап (практический, содержательный)

Задачи второго этапа:

· создание условий, способствующих  развитию  речи;

·  работа над пополнением предметно - развивающей среды  группы.

 

Вид деятельности

Сроки

Предполагаемый результат

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Октябрь

 

Обмен опытом с воспитателями по проблеме

Подбор материала.

Октябрь

Беседы с воспитателями.

Проведение занятий с использованием мнемотехники.

Обобщение педагогического опыта работы по использованиею мнемотехники.

Ноябрь - январь

Проведение занятий с использованием мнемотехники.

Совместная творческая деятельность педагога и детей

Участие в конкурсах в Интернете. 

Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете). 

Февраль- март

Проведение занятий с использованием мнемотехники.

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

Статьи по теме самообразования.

2. Заключительный этап (итоговый)

Задачи третьего этапа:

· Анализ , оформление результатов диагностики.

· Разработка  плана по самообразованию на новый учебный год.

Вид деятельности

Сроки

Предполагаемый результат

Проведение наблюдения и выявление уровня особенностей речевого развития детей в дошкольном возрасте;

Реализация программы по дополнительному образованию «От слова к слову»

май

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня развития речи на конец уч. года.

Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с мнемокарточками, мнемоцепочками,  мнемотаблицами.

Ожидаемые результаты для детей:

У детей совершенствуется связная речь, пополняется и активизируется словарный запас; дети умеют договариваться и работать слаженно; умеют обратиться к взрослому с вопросом; дети умеют отвечать на вопросы полным распространенным предложением;

Ожидаемые результаты для воспитателя:

1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.

2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с мнемокарточками, мнемоцепочками,  мнемотаблицами.

3.Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек.

29 октября 2024 в 13:22

Прикреплённые файлы:

Документ: План самообразования педагога.Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»

Описание файла:

Файл называется: samobraz-okruzhko_3b0mf.docx

Это официальный файл организации «Окружко Светлана Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с Медвежонок.», в нём содержится План самообразования педагога.Тема: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники».

Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.