НОД по развитию речи «Космос» с использованием мнемотехники.
Автор: Окружко Светлана Ивановна
Организация: МБДОУ детский сад «Медвежонок»
Населенный пункт: Новосибирская область, п. Приобский.
Непосредственно – образовательная деятельность по речевому развитию по теме: «Космос» в подготовительной группе.
Цель: развитие речи детей.
Задачи:
• закреплять представления детей о космосе, планетах солнечной системы.
• закреплять умение работать с мнемоквадратами, мнемодорожкими, мнемотаблицами.
• расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
• развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику.
Образовательная область: речевое развитие
Возраст детей: 6-7 лет.
Продолжительность НОД:30 мин.
Ход НОД:
Звучит аудиозапись «Марш космонавтов» А. Рыбникова.
Воспитатель: Послушайте, ребята, это звучит «Марш космонавтов».
Кто такой космонавт? (Ответы детей)
Это человек, совершающий полет в космос для научных экспериментов.
Воспитатель: Каким должен быть космонавт?
Дети: Сильным, смелым, умным, здоровым, умелым, выносливым, дружелюбным, любознательным.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вступить в отряд «Юных космонавтов».
Для этого сыграем в игру «Вопрос-ответ».
Люди давно мечтали полететь в космос и для этого они изобрели (ракеты)
Как называется место для запуска ракет?
( Космодром)
Как звали первого космонавта?
(Юрий Гагарин)
Назовите имя первой женщины-космонавта.
( Валентина Терешкова)
Одежда космонавта называется…
( Скафандр)
Ранее в космосе побывали животные. Самые знаменитые из них собаки…
( Белка и Стрелка)
Какое устройство помогает нам изучать звезды?
(Телескоп)
Ребятам вручаются эмблемы «Юный космонавт».
Воспитатель: Юные космонавты, приглашаю вас в центр управления полетом. Рассмотрим подробнее строение Солнечной системы. Что располагается вокруг Солнца?
Дети: Планеты.
Воспитатель: Выстроим планеты по порядку.
Дети выкладывают изображения планет Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Ребята, а на какой планете вы хотели бы побывать? (ответ детей) Посовещайтесь, выберите планету и мы сейчас отправимся в путешествие. (Марс)
Воспитатель: Молодцы! Маршрут полета внесен в компьютер нашего корабля.
Воспитатель: К полету готовы!
Проводится игра «Космонавты»
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Дети: Ждет нас быстрая ракета…
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!
Воспитатель: Осуществляем запуск ракеты:
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск.
Демонстрируется слайды "Старт ракеты", потом «Звездное небо», потом «Планета марс»
Выходим из нашей ракеты.
Марсиане подготовили для нас задания, если мы их выполним, то нас ждет от них сюрприз. А задания, вот в этих конвертах.
1 конверт:
Игра «Составь предложение»
Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и
построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с , комета, неба, хвостатая.
Игра «Наоборот» (с мячом в круге).
Проверим готовность к полету: взлететь – а наоборот… (приземлиться), ярко – тускло, темно – светло, прилететь – улететь, далеко – близко, высоко – низко, длинный – короткий, вверх – вниз, легкий – тяжелый, горячая – холодная, трусливый – смелый, включать – выключать, медленно – быстро, гигант – карлик.
2 конверт: Мнемодорожки с логическими загадками (парами)
(На мнемодорожках располагаются картинки, глядя на которые, ребенок делает логический вывод)
1.НЕБО,ЯРКИЙ СВЕТ,БОЛЬШОЙ РАЗМЕР,ЗВЕЗДА –полярная звезда
2.КОСМОС,ЛЕД,КАМНИ, стрелка вниз -Комета
3. КРУГ,ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ,ЛУЧИ,ЗВЕЗДА – Солнце
4.КОСМОС,КРУГ,ОРБИТА,7 - уран
Подвижная игра « Невесомость»
Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места.
Выигрывает тот ребенок, который дольше всех простоял на одной ноге.
4 конверт: Рассказать стихотворение, используя мнемотаблицу, которую дети рисуют сами.
Сначала воспитатель зачитывает стихотворение, затем задает вопросы по нему. Дети расчерчивают лист бумаги на количество строк стихотворения ( в нашем случае 8 квадратов). Далее воспитатель зачитывает 1 строку и дает время для зарисовки. Так поочередно зарисовывается все стихотворение. После этого, воспитатель полностью зачитывает стихотворение и предоставляет возможность воспроизвести его с опорой на свои мнемаблицы детям.
КОСМОНАВТ
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной — наш дом родной.
В. Степанов
Все задания мы выполнили правильно, и на память о планете Марс, марсиане нам дарят вот эти камешки.
А нам пора возвращаться на Землю. Заходим в ракету. Стартуем!
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск.
Слайды : ЗВЕЗДНОЕ НЕБО, ЗЕМЛЯ
Воспитатель: Приземление прошло удачно. Мне было очень приятно с вами путешествовать. Понравилось ли это путешествие вам? Что понравилось больше всего?
Список литературы:
1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.2006г.
2.Натарова В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.2005г.
3.Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине- первом космонавте Земли: беседы, досуги, рассказы,2011г.
4. Утробина К.К. Подвижные игры для детей 5-7 лет
5. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников
6.Куликовская Т.А. Говорим и играем.Картотека упражнений, игр, текстов для развития речи дошкольников.
7. Степанов В. Стихи для детей