Окружко Светлана Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с Медвежонок.

Методические рекомендации для родителей и воспитателей «Что такое мнемотехника? использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста«»

 Консультация для родителей и воспитателей 

«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника?

 Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. 


МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. 

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как: 

• маленький словарный запас 

• неумение согласовывать слова в предложении 

• нарушение звукопроизношения 

• плохое развитие связной речи 

• несформированность психических процессов

 • несовершенство различных видов мышления. 

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.


 Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. 

Мнемотехника помогает развивать: 

• зрительную и слуховую память 

• зрительное и слуховое внимание 

• воображение 

• восприятие

 • развивает кругозор

 • развивает все стороны речи 


Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи: 

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. 

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации). 

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

 4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. 

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; 

Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. 

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

 7. Способствовать развитию мелкой моторики рук. 

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач. 

10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей. 

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. 

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа 

• «Подскажи словечко», 

• «Найди пару» 

• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст • «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст 

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

 III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

 Мнемотаблицы-схемы можно использовать: 

• для ознакомления детей с окружающим миром

 • при заучивании стихов

 • при пересказах художественной литературы 

• при обучении составлению рассказов 

• при отгадывании и загадывании загадок 

• для обогащения словарного запаса 

• при обучении составу числа 

• при воспитании культурно-гигиенических навыков 

• при воспитании навыков самообслуживания 

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности 


Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: 

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью. 

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней. 

• соответствовать уровню развития детей.

 На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы. Мнемотаблицы бывают двух видов:

 1. обучающие - содержат познавательный материал. 

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения. 

Как работать с мнемотаблицей.

 Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов. 

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т.е. информация группируется (рациотехника). 

Этап 2: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника). 

Этап 3: Составление сюжета, т.е. отработка одного из методов запоминания. 

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок. Разбор таблицы происходит 1-2 минуты Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти. 

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. 


Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Желаем ВАМ успеха!

Подготовила: Окружко С.И., 

воспитатель 

МБДОУ детский сад «Медвежонок» 

п.Приобский


28 октября 2024 в 15:28

Прикреплённые файлы:

Документ: Методические рекомендации для родителей и воспитателей «Что такое мнемотехника? использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста«»

Описание файла:

Файл называется: konsultacija-dlja-roditelei_sdg38.docx

Это официальный файл организации «Окружко Светлана Ивановна, воспитатель МКДОУ д/с Медвежонок.», в нём содержится Методические рекомендации для родителей и воспитателей «Что такое мнемотехника? использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста«».

Размер файла: 5,77 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.